Православное Соколово Солнечногорский район

ЗАБЫТЫЕ СВЯТЫЕ СЕЛА СОКОЛОВО (статья)

Опубликовано: 15.04.2019 | Разделы: История, Новости, Преподобные Тихон, Василий и Никон Соколовские, Статьи

«На дне народных преданий, особенно церковных, всегда лежит истина».

Архимандрит Леонид (Кавелин).

Солнечногорск довольно молодой город. Его история как районного центра началась всего лишь 90 лет назад в 1929 году, но история земель, на которых расположен Солнечногорский район гораздо более древняя.

В 16-ти километрах от Солнечногорска, на Пятницком шоссе расположена деревня Соколово, бывшая некогда селом. История села Соколово (оно же Петровское, оно же Рождествено) прослеживается на протяжении как минимум четырех столетий. Это подмосковное место в разные времена относилось то к Дмитровским, то к Звенигородским землям. В окрестностях села, предположительно в XVI веке подвизались три брата преподобные святые Тихон, Никон и Василий Соколовские, чья память отмечается всей Русской Православной церковью в первое воскресение после Петрова дня.

Тихон, Никон и Василий Соколовские… Кто были эти подвижники, какими подвигами они прославились? Увы, найти ответ на этот вопрос непросто. Прошедшие столетия почти полностью стерли страницы жизни этих угодников Божиих. Сохранилось совсем немного журнальных публикаций, кратких статей в сборниках-месяце­словах, да несколько архивных дел, где упоминаются Соколовские святые. Причем эта информация оказалась разбросана по различным труднодоступным источникам и, похоже, что никто прежде не собирал сохранившиеся сведения об этих угодниках Божиих. Следует сказать, что история с этими святыми удивительная: на протяжении веков о них дважды общество почти забывало (но, к счастью, не все люди: в селе Соколово верующие их всегда помнили и почитали). Отсутствие официальных документов о прославлении не мешало народному почитанию. С давних пор существовало предание о преподобных Тихоне-Никоне. В Христорождественской церкви[1] села Соколова и окрестных часовнях люди отмечали, как издавна это было заведено предками, дни памяти своих святых, молились перед их иконами. Окрестные жители почитали не столько сами иконы, сколько святых, на них изображенных, что подтверждается «издревле» установленными недалеко от храма двумя часовнями, поставленными, исходя из местного предания, на местах, где «стояли некогда отшельническия кельи препо­добных» и обозначали места их упокоения. В сельском храме имелись 3 иконы древнего письма. Две из них с изображением преподобных Тихона и Никона (в иноческих мантиях и священнических епитрахилях, с открытыми головами, но без обычных надписей). Еще на одной написаны лики обоих подвижников(в меньшей величине и с меньшим искусством). Еще 2 иконы находились в часовнях: (одна на месте подвигов Тихона, а другая — Никона). При этом на одной из икон, помещенных в часовнях, имелась надпись, где к имени подвижника прибавлено«чудотворец».

При этом ни сельский священник, ни прихожане не могли сказать, какие именно святые изображены на иконах, кроме их имен — Тихон и Никон. Люди хотели знать больше о подвижниках, которым они молились с давних пор и память о которых и почитание передавались из поколения в поколение и даже село свое они в просторечии именовали в честь преподобных «Тихон-Никон».

Как выяснилось, в середине XIX века епархиальные власти о Соколовских святых ничего не знали. И если бы не известный церковный историк-публицист, тогда настоятель подмосковного Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, архимандрит Леонид (Кавелин), к которому обратился любознательный священник села Рождествено-Соколово Звенигородского уезда с просьбой о расследовании местного народного предания «Тихон-Никон», то мы, вероятно, сегодня и не говорили бы об этих подвижниках. К счастью, архимандрит Леонид откликнулся на просьбу сельского священника и не только попытался изучить вопрос о предании «Тихон-Никон», но написал и опубликовал небольшую статью — заметку в церковном журнале[2], благодаря чему широкая общественность узнала о почти позабытых к тому времени святых. Но при этом никто не мог сказать, что это за святые. Так как село Соколово входило в XVII-XVIII вв. в обширные владения Воскресенского Новоиерусалимского монастыря естественно было предположить, что в этой местности уединились кто-либо из иноков Воскресенской обители, но такому предположению не имелось оправданий ни в письменных, ни в других преданиях монастырских.

Выдвигалась версия, что они пришли из города Карачева Орловской губернии (ныне Брянская область). Согласно этой версии преподобный Тихон есть основатель Воскресенской Тихоновой пустыни, находившейся близ города Карачева, при реке Снежати, которая в XVII веке была приписана к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. В Тихоновой пустыни действительно почивают под спудом мощи основателя обители священноинока Тихона. Согласно устным преданиям о преподобном Тихоне Карачевском на месте его подвигов, известно, что он во время одного из неприятельских нашествий вынужден был оставить свою обитель и удалялся на время в окрестность Москвы, преподобный же Никон был вероятно один из его спутников или учеников. Письменных сведений о житии Тихона Карачевского нет и поэтому это предположение требует дальнейшей проверки.  

Немного позже был найден древний исторический документ, свидетельствующий о том, что такие подвижники действительно жили, и что были они в числе святых города Дмитрова. Этот первоисточник именуют «Рукопись Московской Ду­ховной Академии за № 209-м».Эта рукопись имеет еще и такое название: «Книга глаголемая описание о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых»[3]. Указанный документ большинство ученых датируют началом XVIII века. В данной рукописи под заголовком «Града Дмитрова святыя» имеется следующая запись: «Преподобные отцы Никон, Василий, Тихон, иже бысть в пустыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, братия по плоти».

Рисунок 1. Рукопись МДА № 209.

Сведения из этой рукописи и ее различных списков были внесены в нескольких месяцесловах и сборниках житий православных святых, напечатанных во второй половине XIX века. Раньше всех, видимо, вышел сборник «Полный месяцеслов Востока» архимандрита Сергия (Спасского), первое издание которого появилось в 1876 году[4]. В томе 2 этого сборника была опубликована следующая информация: «Никон, Василий, Тихон, иже в пустыне соколовской близ монастыря воскресенскаго на реце Истре братия по плоти. 209. КСоф.». Думается, что эта публикация была очень важной для своего времени, ведь именно благодаря ей впервые сообщалось о Соколовских подвижниках как о святых. И, скорее всего, архимандрит Сергий и был тем самым человеком, который нашел сведения о святых Соколовой пустыни в историческом документе и потом опубликовал их в своем сборнике-месяцеслове. Следует также отметить, что указанный материал о Соколовских подвижниках размещен в сборнике в «Приложение Третие», которое начинается со слов: «Русские святые, находящиеся в рукописных святцах, но не канонизованные». Это говорит о том, что в то время официальные церковные власти не считали Соколовских подвижников канонизованными святыми.

В 1878 году Архимандрит Леонид (Кавелин) опубликовал вторую статью в Московских Епархиальных ведомостях[5].

На основе новых данных[6] Архимандрит Леонид определил время жизни преподобных как вторую половину XVI века. То обстоятельство, что Соколовские пустынножители значатся в числе святых города Дмитрова, прямо указывает на то, что они подвизались в Соколовой пустыни во второй половине XVI столетия, когда местность эта входила в состав Каменского стана Дмитровского уезда. Раз написано «святыя» – значит было прославление. Но когда это случилось? Документов об этом не обнаружено, скорее всего, канонизация произошла в конце XVI века или в начале XVII-го. Кроме того, первый раз в широкой печати было названо имя еще одного Соколовского подвижника — Василия. При этом особо подчеркивалось, что все трое были «братия по плоти», что позволяет предположить, что они были родными братьями. Кроме того, место, где подвизались подвижники, названо монастырским — «Соколовой пустынью». В конце статьи высказывается предположение, по какой причине оказались практически позабытыми имена Соколовских подвижников: «церковь села Рождествено значится “без пения”, опустевшею от Литовскаго разорения, буря котораго, как известно, с особою жестокостию прошла по всему Дмитровскому уезду … и уничтожила местныя святыни; но народная память спасла от полнаго забвения имена своих местных подвижников и увековечила их по-своему: придав своему поселу своеобразное название “Тихон-Никон”». Статья заканчивается словами: после открытия письменной записи, оправдывающей и уясняющей местное предание, церковнослужители села Соколова могут ничтоже сумняясь внести эту запись в церковную летопись и вместе со своими прихожанами чтить память преподобных мужей Тихона, Никона и Василия служением панихид на месте их вечного упокоения от трудов и подвигов своей подвижнической жизни по слову писания: «память праведного с похвалами». Таким образом, можно утверждать, что автор статьи нисколько не сомневался, что Соколовские подвижники в действительности существовали, что это были достойные мужи и что местным священнослужителям следует их поминать.

Третьей публикацией в широкой печати на данную тему, является небольшая заметка[7], появившаяся в 1897 году в том же журнале[8]. Автором заметки был не архимандрит Леонид, к тому времени уже умерший, а некто Д. Введенский. Как написано в ней, толчком к написанию послужила личная встреча с паломниками: «мы встретили группы две богомольцев и на вопрос: „куда пробираются?” — ответивших: „в Новый Иерусалим, кормилец, да вот зайдем к угодникам Божиим Тихону — Никону”…». В заметке приводятся новые сведения: впервые говорится про «колодец, вырытый одним из подвижников». О почитании подвижников сказано следующим образом: «В день памяти этих угодников, которая обыкновенно совершается в селе Соколове в первый воскресный день после Петрова дня (на этот день в селе Соколове бывает базар, т.е. торговля разными мелочами)». И, наконец, сообщается, что «народное предание говорит еще о том, что эти подвижники скрылись после многолетних своих подвигов куда-то неизвестно».

Сведения о Соколовских святых были внесены в «Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве», архиепископа Димитрия (Самбикина)[9].

В 1882 году была напечатана книга Н.П. Барсукова. В ней также упоминаются Соколовские святые, только добавлена приписка: «Неканонизованы»[10].

Еще один сборник выпущен графом М.В. Толстым в 1887 году[11]. В нем, помимо известного текста «Рукописи 209», приводится такая информация: «Близ села Соколова, в 15 верстах от Воскресенскаго (Новый Иерусалим) монастыря, в роще стоят два дуба. Здесь, по преданию, спасались пустынники: Никон, Тихон и Василий. Последняго местные жители позабыли, но о двух первых память сохранилась; даже соседние крестьяне называют село Соколово не иначе, как „Тихон–Никон”. Время и обстоятельства жизни этих пустынников неизвестны. Икона их находится в местной церкви. Не канонизованы».

В 1901 годувышло второе издание месяцеслова Сергия (Спасского). Аналогично первому изданию, указанные сведения размещены в книге в «Приложении Третием», посвященном святым, которые «не канонизованные»[12].

В 1903 году известный агиолог Е.Е. Голубинский выпустил книгу, в которой упоминаются Соколовские святые в разделе «Список усопших, на самом деле почитаемых»[13].

Первым изданием Русской Православной Церкви, где упомянуты Соколовские подвижники как местно почитаемые святые, следует считать «Верный месяцеслов», напечатанный в Синодальной типографии в 1903 году[14]. Включение трех Соколовских святых в официальный месяцеслов следует считать подтверждением того факта, что в начале XX века они уже признавались церковными властями местночтимыми святыми Московской епархии.

26-27 марта 1903 года Указом Святейшего Синода был утвержден список местночтимых святых Московской епархии, в который оказались включены имена преподобных Тихона, Василия и Никона Соколовских, и был для них установлен переходящий день памяти в первое воскресенье после праздника Апостолов Петра и Павла.

Казалось бы, новые материалы по теме Соколовских святых в годы советской власти, учитывая гонения на Церковь и притеснения верующих, вряд ли могли появиться. Однако это оказалось не так. В 1931-1935 годах в СССР выходил «Журнал Московской Патриархии», и в нем церковные календари печатались по частям (по несколько месяцев). Записи о Соколовских святых встречаются в календарях 1931, 1933 и 1934 годов. В календаре, изданном в 1938 году в Почаеве (в то время это была заграница),  были упомянуты Соколовские святые. В Церковном календаре, ежегодно выпускавшемся Московской Патриархией, в послевоенных выпусках была размещена краткая информация о дне памяти Соколовских святых, который был переходящим. Например, в календаре за 1963 год для июля месяца имеется следующая запись: «Старый стиль: 1, Новый стиль: 14, Дни: Вс. Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня)»[15]. Аналогичные записи имеются в календарях за другие годы, например в 1960 году празднование Соколовских святых было 4 июля, 1965 году — 5 июля (по старому стилю). Эти публикации являются подтверждением того факта, что в годы  советской власти Соколовские подвижники официально признавались церковными властями святыми.

В постсоветский период информация о Соколовских святых появилась в исследованиях А.В. Бокарева, написавшего статью для книги «Солнечногорье – страницы истории»[16], а также в статье игумена Андроника (Трубачева) в «Православной энциклопедии»[17]. Начиная с 2016 года в различных печатных и интернет изданиях[18] был опубликован ряд статей о современных исследованиях древнего предания «Тихон-Никон». Первая статья с обзором исторических источников, под авторством С.П. Носикова вышла в краеведческом альманахе «Лучи Солнечногорья»[19]. В том же 2016 году вышел сборник статей «Забытые святые села Соколово»[20].

Молебны в д. Соколово на месте подвигов преподобных не проводились около 100 лет. Была закрыта и разрушена Христорождественская церковь в Соколове, исчезли и часовни, по преданию установленные на местах упокоения преподобных отцов. К сожалению, были утрачены все древние иконы преподобных. Но к счастью в наше время были написаны 2 иконы Соколовских святых. Автором одной является иконописец Роман Князев (икона находится в Никольском храме д. Алексеевское, Солнечногорского района). Другую написал священник Покровского храма д. Мышецкое, Солнечногорского района Леонид Клюшин (икона находится в Никольском храме г. Солнечногорска).

Рисунок 2. Икона Тихон, Никон, Василий Соколовские. Автор иконописец Роман Князев.
Рисунок 3. Икона Тихон, Никон, Василий Соколовские. Автор священник Леонид Клюшин.

С 2013 года во всех храмах Солнечногорского благочиния поминаются преподобные отцы Тихон, Василий и Никон. Протоиереем Вадимом Елисеевым был отслужен молебен на месте подвига святых. В день памяти святых братьев, 13 июля 2014 г., в Покровском храме д. Головково священником Алексием Карачаровым была совершена бденная служба этим преподобным, а 19 июля 2015 года, был установлен и освящен Поклонный крест на месте престола древнего деревянного Христорождественского храма, что на погосте Соколово.

Рисунок 4. Овящение Поклонного креста.

Молебен 19 июля 2015 года, в день памяти преподобных, возглавил благочинный церквей Солнечногорского округа протоиерей Антоний Тирков. Ежегодно в день памяти Соколовских святых у креста, после столетнего перерыва, совершается соборное служение водосвятного молебна священнослужителями Солнечногорского благочиния. С 15 февраля 2016 года еженедельно, по понедельникам, в 13:30 иереем Алексием Карачаровым служится молебен преподобным отцам и панихида.

Рисунок 5. Соборное служение водосвятного молебна.

Соколовские святые являются единственными древнерусскими святыми, чья жизнь проходила на территории современного Солнечногорского района. И вновь, как и в прежние времена, в первое воскресенье после праздника апостолов Петра и Павла, преподобные отцы Тихон, Никон и Василий Соколовские чествуются молебнами перед иконами в селе Соколово.

Воробьев Михаил Вячеславович
Председатель Совета Солнечногорского
районного отделения ВООПИиК, краевед.


[1] Церковь в селе Соколове существовала еще в XVI веке. В 1858 году был построен каменный храм в честь      Рождества Христова. В середине 1930-х годов церковь была закрыта и позднее в 1950-е разрушена.

[2] Исторический отдел. Село Соколово именуемое в просторечии Тихон–Никон. / Архимандрит       Леонид.// Московские епархиальные ведомости, 1872, № 25. С. 175–177.  

[3] НИОР РГБ. Ф. 173.I, д. 220. Книга глаголемая описание о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори всякого чина святых. Л. 31об–32.

[4] Полный месяцеслов Востока. Том 2. Святой Восток. / Архимандрита Сергия (Спасского). (Изд. первое). — М., 1876, Приложение Третие. С.66.

[5]Исторический отдел. Изследование народнаго предания, по которому село Соколово именуется в просторечьи «Тихон–Никон»./ Архимандрит Леонид.// Московские епархиальные ведомости, 1878, № 27. С. 246–247.

6 «Полный месяцеслов Востока» появился за пару лет до публикации второй статьи архимандрита Леонида. Вероятнее всего, именно из этого месяцеслова архимандрит Леонид и узнал про «Рукопись 209», после чего написал об этой важной находке в церковном журнале.

7 Археологическая путевая заметка. (Село «Соколово» Звенигород. уезда, в просторечьи «Тихон–Никон»). / Д. Введенский. // Московские церковные ведомости, 1897, № 7. С. 90–91.

8 К тому времени сменилось его название на «Московские церковные ведомости».

[9] Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. Архиепископ Димитрий (Самбикин). Вып. 3. — Тамбов, 1880. С. 66; Вып. 4. (отд.1). — Воронеж, 1882. С. 66—68.

[10] Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882. С. 406; Приложение. С. IV.

[11] Книга глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори, всякого чина святых. Дополнил биографическими сведениями граф М.В.Толстой. — М.: Университетская типография, 1887. С. 85.

[12] Полный месяцеслов Востока. Том 2. Святой Восток. / Архиепископа Сергия (Спасского). (Изд. второе). — М., 1901, Приложение Третие. С. 568.

[13] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1903. С. 319.

[14] Верный месяцеслов всех Русский святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно. — М.: Синодальная типография, 1903. С. 22.

[15] Православный церковный календарь на 1963 год. — М. Издание Московской Патриархии. С. 35.

[16] Солнечногорье — страницы истории. — Солнечногорск: Триада, 2014. С. 188.

[17] Василий Соколовский. / Авт. Игум. Андроник (Трубачев). // Православная Энциклопедия. Том 7. — М., 2004. С. 217–218.

[18] Сайт Воскресенского храма в д. Мерзлово www.hram-merzlovo.ru и Краеведческий проект «Утраченный Божий Дом» www.istra-ltc.ru.

[19] Лучи Солнечногорья. Историко-краеведческий и научно-популярный альманах. – Солнечногорск, 2016. С. 7-8.

20 Забытые святые села Соколово. (Сборник статей). /Автор-составитель Носиков С. П. – М.: «Эдитус», 2016 – 80 с.