Православное Соколово Солнечногорский район

Современная икона Соколовских cвятых

Опубликовано: 09.06.2018 | Разделы: Преподобные Тихон, Василий и Никон Соколовские, Статьи

иконописец Роман (Князев)

Из повседневной жизни мы можем убедиться в том, что не только слова имеют силу над человеческими сердцами. Сам Господь заповедовал своим ученикам «проповедовать во всех местах». И в этом смысле икону часто называют «безгласной проповедью». Как сказал французский живописец Анри Матисс относительно икон: «Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют». Увы, мы и правда не подозреваем о том богатстве, которое нам принадлежит. История древней иконы Соколовских святых тому наглядное подтверждение.

Истрия такова. В 2014 году протоирей Вадим Елисеев из Солнечногорска попросил меня написать икону святых, чье изображение не сохранилось. Как позже узнал, это были братья: Тихон, Василий и Никон Соколовские. Памятуя разрозненность и скудость уцелевших фактов об этих святых я понимал, что работа предстоит особая. Как иконописцу и христианину мне очень хотелось, чтобы память о них не погибла, и безгласная проповедь достучалась до людских сердец.

Первым дошедшим до меня описанием внешнего вида святых было упоминание в «Православной Энциклопедии», где говорилось, что святые были изображены «в схимническом одеянии». Только потом протоирей Вадим рассказал иные факты об их изображении. Следует помнить, что в древней Церкви было огромное разнообразие одних и тех же церковных образов, которые не повторялись. Так было и на Руси вплоть до 15 века, пока отношение к иконе не стало носить поверхностный, позже мануфактурный характер. Увы, эта традиция в то время была утеряна.

Описывать иконы дело неблагодарное. Мне легче написать ее, чем говорить о ней. Но я попробую это сделать.

Этап работы на стадии рисунка

В храмах мы видим различные образа, на которых святые изображаются по-разному. Изображения бывают оплечными, по пояс, в рост, с присущими им атрибутами, такими как: хартия с текстом, крест, Евангелие, свернутый свиток и проч. Поскольку моей задачей было написание образа трех святых, то я решил изобразить их в рост, что визуально усиливало бы впечатление от образов. Их плечи я заведомо утрировал, сделав их крупными, мужественными. Если присмотреться, то святые повернуты немного в разные стороны. Они как бы создают ощущение окружности, хотя стоят на одной плоскости. В руках преподобные держат белые кресты, что является символом «бескровного мученичества», ведь все трое — монахи. Учитывая существование информации только об иконе Тихона и Никона, я решил поставить «потерявшегося» Василия в центр композиции. Причем, он единственный святой, который смотрит на зрителя. Двое других братьев смотрят вправо. Это связано с особенностями икон периода XI века, в стиле которого написана работа. Для данной иконы мною был выбран аскетичный стиль византийской иконописи, для которого характерно отсутствие выраженных эмоций и чувств. Фигуры икон этого периода изображаются застывшими в строго определенных позах, их грузные пропорции часто подчеркнуты неподвижным и отрешенным взглядом. На головах у святых изображены куколи, характерные для монашествующих XVI века. Разнятся лишь их формы. В целях правильного композиционного решения я в центре изобразил более острый головной убор, по бокам же уборы овальной формы. Цвета и разделка одежд выбраны довольно сдержанными. Куколи и схимы всех трех по цвету одинаковы. Отличаются лишь мантии и нижние одежды. Рясы всех трех абсолютно разные. У Тихона теплая охристая одежда, у Василия и Никона одежды более холодных цветов — серые и голубые. Мантии Василия и Никона похожи по цвету, но разные по тепло-холодности: мантия Василия более холодная, Никона же приближена к земляным теплым цветам. Тихон отличается от них — у него зеленоватая умбристая мантия. И всех их объединяет малахитовый позем, под которым находится теплая «подкладка». За счет таких художественных приемов и сочетаний я достиг конфликта мягкого цветового решения и аскетичного угловатого рисунка. Эта икона является еще одной моей работой написанной в традиционной технике темперной живописи. Краски приготовлены вручную и представляют собой смесь минеральных и органических пигментов с яичным желтком. Часть из этих красок сделана на основе полудрагоценных минералов: малахит, лазурит, азурит, диоптаз и проч.

Сейчас иконописцы пишут много новых икон. Большинство из них — образа новопрославленных святых, чьи фотографии и жизнеописания чаще всего хорошо сохранились до наших дней. Портретное сходство и сохранившиеся фотоматериалы часто мешают современным иконописцам. Скатываясь в портретное сходство иконописцы становятся светскими художниками. Преимущество древних иконописцев в том, что они пытались не только следовать канонам и правилам в написании, но и говорить со зрителем на языке древних мастеров свободно и самобытно. Вспомним слова известного теоретика-иконоведа Леонида Александровича Успенского: «… если мы ограничимся изображением Спасителя только как обыкновенного человека, как это делает, например, фотография или светский портрет, то такое изображение будет напоминать лишь о Его жизни, страданиях и смерти… Следовательно, изображение одного только исторического факта недостаточно для того, чтобы образ был иконой». Хочу добавить, что это касается всех христианских икон. У меня не стояло задачи добиться портретного сходства — задачей было написать молитвенный образ святых, чьи тела преображены. Получилось это у меня или нет — решать не мне. (Изображение написанной иконы приведено на обложке настоящего сборника.)

Я бы очень хотел надеяться, что древние иконы Соколовских святых найдутся. Будет жаль, если они утеряны навсегда. Но со всей уверенностью могу сказать одно: печаль всех верующих может быть утешена тем, что есть современная икона Соколовских святых. Как иконописец я очень этому рад, но при этом я боюсь повторения истории, ведь мы знаем, что все в мире циклично.